Методика подготовки к написанию мини-сочинения подробнее

Методика подготовки к написанию мини-сочинения (эссе) по обществознанию

Дорогой гость, хочу поделиться методической разработкой по подготовке учащихся к написанию мини-сочинения (эссе) по обществознанию. Ниже приводится алгоритм написания эссе, пример готового эссе с указанием основных критериев, которые требуются в ЕГЭ по обществознанию, примеры работ выпускников, получивших максимальный балл по эссе. Также приводится подборка тем для мини-сочинений по обществознанию

    Данные материалы могут быть полезны:

  • Для учителей обществознания, с целью осуществления подготовки учащихся по написанию эссе по обществознанию.
  • Для учащихся основной и старшей школы, с целью осуществления самоподготовки написания эссе по обществознанию.

Алгоритм написания эссе


1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию эссе. На что следует обратить внимание:

  • а) Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т.д.
  • б) Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, эссе не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само эссе не оценивается.

2. Структура эссе:

  • а) Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо обозначить основные аспекты проблемы, затронутой автором, которые в дальнейшем будут раскрыты на теоретическом уровне во второй части. (К1, макс 1 балл)
  • б) Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект проблемы затронутой автором (привести аргументы). (К2, макс 2 балла) Необходимые элементы:
    • 1. Согласие/ несогласие/ частичное согласие с мнением автора (наиболее простым считается вариант согласия с позицией автора)
    • 2. Использование обществоведческих понятий, их объяснений, а так же теоретических положений и выводов, раскрывающих тему на теоретическом уровне. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание.
  • в) Необходимо привести не менее двух примеров, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К3, макс 2 балла) Необходимые элементы:
    • 1. Использовать примеры из разных источников. Это могут быть факты из общественно-политической жизни, социального опыта, школьных предметов (история, литература, география)
    • 2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов
  • г) Общий вывод, завершающий композицию эссе.

3. При написании эссе, важно помнить:

  • а) В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.
  • б) Каждая часть должна органически входить в структуру эссе (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы)
  • в) Необходимо избегать обыденного языка.
  • г) Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.
  • д) Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению на 1 балл по К2 и/или К3, в зависимости от характера ошибки.

Пример готового эссе по обществознанию

1. Раскрытие смысла высказывания

В своем высказывании автор рассматривает революцию как тип социальной динамики, способствующий развитию общества, его переходу на новую, более прогрессивную ступень развития. Однако автор так же подчеркивает, что революция осуществляется варварскими, то есть жестокими, антигуманными методами.

2. Выражение своей позиции + ее обоснование на теоретическом уровне, используя обществоведческие понятия, выводы и рассуждения, соответствующие указанному разделу обществознания

Я не могу не согласиться с позицией автора. Обратимся к понятию «революция». Как правило, под ним принято понимать коренное, качественное изменение всех сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. При этом, данное изменение осуществляется с целью перехода общества к более совершенным способам социальной организации. Иными словами, в ходе революции происходит отказ от устаревших, реакционных порядков и происходит резкий, скачкообразный переход к более совершенному типу общества. Однако интенсивность общественных перемен не может не вызывать определенных противоречий в обществе, которые могут проявляться в форме гражданских войн, вооруженных столкновений и иных конфликтных ситуаций, влекущих за собой определенные демографические потери, экономический кризис или иные негативные последствия, затрагивающее общество.

3. Иллюстрация теоретической аргументации НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ДВУМЯ конкретными примерами из разных сфер (история, другие предметы школьного курса и современная общественно-политическая жизнь)

За примером обратимся к истории. Как известно, в ходе революции в России 1905-1907 годов, власть была вынуждена пойти на уступки обществу и наделить подданных определенными политическими правами и свободами, ограничить самодержавный характер власти законодательным представительным органом – Государственной Думой. Данный факт говорит прогрессивном характере данной революции. При этом, Первая русская революция сопровождалась массовыми забастовками, террористическими актами, столкновением народных масс с полицией и армейскими частями, что говорит о ее жестоком, варварском характере. Другим примером могут быть события современной общественно-политической жизни. Как известно, явления, происходящие в последние годы в странах Ближнего Востока и Северной Африки, получили названия Арабской весны. Во многих странах арабского мира населению удалось свергнуть авторитарные режимы, открыть путь к построению демократии. Однако антиправительственные выступления встретили резкое противодействие властей, что вылилось в вооруженные конфликты, унесшие жизни многих людей, а также нанесших непоправимый экономический ущерб данным государствам.

Вывод

Таким образом, автор совершенно прав говоря о прогрессивном характере революции, но при этом подчеркивая его разрушительный и жесткий характер.

Примеры работ выпускников, получивших максимальный балл за эссе по обществознанию

1 эссе

2 эссе