Научно-практические конференции школьников подробнее


Историк Гатчина Иван Хеорхе

В 2016/2017 учебном году, мне довелось принять участие в очень интересном и перспективном пилотном проекте «Урок современной истории». Актуальность реализации данного проекта определяется одновременным отсутствием в федеральных государственных образовательных стандартах среднего общего образования информации о последних событиях в России, основных направлениях внутренней и внешней политики и наиболее значимых для российского общества событиях, происходящих сегодня. В то же время существует необходимость ознакомления школьников с данной информацией для формирования чувств патриотизма и сопричастности с судьбой Родины, вовлечения школьников в процессы социально-экономического развития территорий. В октябре 2016 года представители 8 регионов нашей страны, в том числе и Ленинградской области — в моем лице, прошли методический семинар-совещание в Москве, в здании Совета Федерации.


В мероприятии приняли участие руководитель всероссийского образовательного проекта «Урок современной истории России» Станислав Неверов и ответственный секретарь комиссии Совета при Президенте РФ по национальной политике Андрей Худолеев. Открыл семинар Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко. «Этот проект родился по инициативе самих школьников. Молодые россияне в марте 2016 года принимали участие в обучающем семинаре «Стратегия будущего» в Страсбурге, где они ознакомились с мировыми проблемами молодежи, развитием молодежного движения. По итогам обучающего семинара и встречи с Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко школьники предложили провести всероссийский урок современной истории Российской Федерации», — рассказал Вячеслав Тимченко.


По итогам семинара учителя получили методические рекомендации и специально разработанное пособие. Так стартовал пилотный проект. В нашей гимназии, мы создали специальную группу из наиболее заинтересованных учащихся на базе 10 и 11 социально-экономических профильных классов, и я провёл 6 занятий по основным направлениям политического, экономического и социально-культурного развития России в последние годы. Если говорить честно, любая из предложенных в методическом пособии тем, тянула не два, а на два десятка занятий, так как охватывает настолько широкий и неоднозначный спектр вопросов, что уместить его в рамки 90 минут крайне сложно. Наибольший интерес у детей вызвала политическая сфера, а именно вопросы, связанные с взаимоотношениями с Сирией и Украиной, а также воссоединением России и Крыма. Несмотря на отсутствие в методичке рекомендаций, разговор заходил и о Гражданской войне на Донбассе. Ребята имели неоднозначную позицию по данным вопросам, было много жарких баталий на уроках.


Кроме проведения уроков-дискуссий, мы решили пригласить поучаствовать в наших занятиях выпускницу нашей гимназии, которая получает образование в Высшей школе менеджмента СПБГУ на факультете менеджмента; она провела замечательное занятие с ребятами на тему экономических взаимоотношений России, Европы и США, рассмотрела вопрос санкций и даже провела с ребятами небольшой практикум по группам на тему «Санкции – время возможностей для новых бизнес-идей». Кроме того, в гостях в нашей гимназии находился невероятный человек, журналист, общественный деятель Нидерландов Ремко Рейдинг, который также провёл с ребятами встречу, на которой мы затронули ряд вопросов по нашей теме. Итогом нашего небольшого курса стала встреча с интереснейшим человеком, членом Совета Федерации Игорем Вадимовичем Фоминым. Игорь Вадимович провёл открытый урок с ребятами и смог ответить на огромное количество вопросов, связанных с современной политической ситуацией. Замечательной мотивацией для ребят стала возможность поступить на бюджетное отделение в университет имени Плеханова, за что мы очень благодарны организаторам конкурса.


Далее школьников ждала экскурсия в Музей современной истории России. Для учителей прошли заседания «круглых столов»: «Опыт проведения урока современной истории России в средней школе», «Роль государства и общества в вопросах вовлечения школьников в социально-значимую деятельность, направленную на развитие России», «Концепция преподавания современной истории России в средней школе». Подводя итог, хочется сказать, что уроки современной истории необходимо вводить в школы, они должны стать неотъемлемой частью преподавания предметов социально-гуманитарного цикла. Для лучшего взаимодействия учителей видится необходимым создать некую площадку, в рамках которой будет возможен обмен опытом, а также консультации по нашей тематике и вопросам преподавания.


Конкурс эссе выиграл Денис Дегтярев, ученик 11 «б» класса. 20 февраля 2017 года мы с ним, а также представители Комитета образования Ленинградской области приняли участие во Всероссийской конференции «История России в XXI веке глазами школьников». Вела мероприятие заместитель Председателя СФ, председатель Организационного комитета Всероссийского проекта «Урок современной истории России» Галина Карелова. Вице-спикер СФ проинформировала, что в конференции, помимо представителей 8 пилотных регионов, принимают участие представители 64 субъектов РФ. Участники конференции обсудили реализацию Всероссийского проекта «Урок современной истории России».