Проектная деятельность учащихся подробнее

Проектная деятельность учащихся

Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.

Учебный проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.

Структура учебного проекта

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»:

  • Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
  • Проектирование (планирование деятель нести).
  • Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
  • Продукт (изготовление, оформление продукта).
  • Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
  • Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

Организация работы над проектом

(по И. В. Кругловой, начальника Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы)

Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
  • обсуждение возникших идей;
  • перечисление интересующих учащихся тем проектов;
  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задач;
  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
  • интерпретация данных;
  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

  • систематизация полученных данных;
  • построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
  • Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
  • осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).

Роль учителя в проектной деятельности

Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!»

Учитель берет на себя тьютерские функции:

  • является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
  • инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках;
  • предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);
  • помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
  • «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);
  • он координатор всего группового процесса;
  • является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Примеры работ учащихся:

1. Проектная работа ученицы 10-го класса Астафьевой Анны (2015 год) "Взятка или подарок: Система почестей в российском государственном аппарате середины XVII века на материалах фонда Тихвинского монастыря" (работа, презентация)

2. Проектная работа ученицы 11-го класса Астикайнен Веры (2016 год) "Сараевская трагедия: освещение убийства эрцгерцога Франца Фердинанда в отечественных и зарубежных СМИ" (работа, презентация)

3. Проектная работа учеников 9-го и 11-го класса Безродного Максима и Лосева Арсения (2015 год) "Крепость Осовец в Первой Мировой войне. Что сильнее: сила духа или сила оружия?" (работа, презентация)

4. Проектная работа учеников 11-го класса Дегтярёва Дениса и Лосева Арсения (2017 год) "Жизнь в оккупации" (работа, презентация)

5. Проектная работа ученицы 11-го класса Астафьевой Анны (2016 год) "Шахов Лукьян Григрьевич" (работа, презентация)