История подробнее

теория Переход
практика Переход

Подготовка к олимпиаде по истории

Подготовку к олимпиаде условно можно разделить на 3 этапа:

  • Во-первых, это изучение истории России по основным хронологическим периодам: Средневековье, Новая и Новейшая история. Если для школьного и муниципального этапов достаточно знать содержание школьного учебника по истории, то подготовка к региональному и всероссийскому этапам требует привлечения специальной литературы (вузовские учебники, монографии по истории). Подборку наиболее актуальных работ вы можете найти в разделе теория.
  • Во-вторых, это решение олимпиадных заданий прошлых лет. Данный вид практической деятельности позволяет сформировать представление о структуре олимпиадных заданий, а также закрепить полученные теорические знания. Подборку олимпиадных заданий прошлых лет вы можете найти в разделе практика.
  • В третьих, это подготовка к выполнению творческих заданий (эссе и исследовательский проект). Для этого необходимо не только владеть знаниями по истории, но и обладать широкой эрудицией, иметь представления об историографии.

Олимпиада по истории

Всероссийские олимпиады школьников по истории стали проводиться сравнительно недавно. Впервые такая олимпиада прошла в 2000 году. Несмотря на такой небольшой срок проведения, можно говорить об уже сложившихся традициях олимпиадного движения. Это в значительной степени объясняется насчитывающим десятилетия опытом проведения региональных олимпиад по истории, которые и создали базу для многих принципиальных подходов к проведению олимпиад Всероссийского уровня. Для олимпиады по истории особое значение имеет место ее проведения. Одной из сложившихся традиций стал выбор города, в котором будет проходить олимпиада, по критерию значимости для истории России. В состав жюри олимпиад за прошедшие годы входили авторы популярных школьных учебников и учебных пособий по истории, профессора, доктора и кандидаты исторических и педагогических наук: И.Л. Андреев, П.А. Баранов, М.Ю. Брандт, И.Н. Данилевский, А.А. Данилов, С.И. Козленко, Л.М. Ляшенко, Т.И. Тюляева. На олимпиаде в Смоленске в 2005 году в качестве консультанта работал победитель Всероссийских олимпиад по истории 2003 и 2004 годах, Д.Стукал. Его включение в состав жюри позволило коллективу специалистов, проводящих содержательную часть олимпиады, с новой точки зрения взглянуть на конкурсные вопросы и задания, учесть те нюансы проведения олимпиады, которые видны только самим конкурсантам. В ходе ряда олимпиад практиковались круглые столы и дискуссионные клубы, которые члены жюри проводили для конкурсантов. Однако увеличение объемов работы жюри заставило, к сожалению, отказаться от этой практики. Но в то же время, стала активнее развиваться практика организации встреч конкурсантов и руководителей команд с учеными-историками, которые представляют вузы и научные учреждения региона, в котором проходит олимпиада. Ярким примером этому служит олимпиада 2003 года, которая проводилась в Санкт-Петербурге. Одной из важных черт олимпиад по истории стало все более активное участие в составе методической комиссии и жюри представителей вузовской науки